Вопросы профилактики в трудовых коллективах преступлений в сфере высоких технологий не утрачивают своей актуальности. Каждый должен знать о возможных способах хищений в сфере высоких технологий. Перечислим некоторые из них (обращаем внимание, что способы и приемы используемы преступниками при совершении преступлений могут видоизменятся и совершенствоваться):
Примеры:
Злоумышленники звонят потерпевшим на мобильные телефоны (зачастую через мессенджеры), представляются работниками различных банков и под вымышленными предлогами (в том числе и под предлогом противодействия хищения денег с карты) требуют сообщить реквизиты банковских платёжных карт, паспортные данные, сведения о высылаемых сообщениях с кодами и т.п. В результате «доверительного общения» граждане лишаются своих сбережений. 4
Одним из часто используемых злоумышленниками способов завладения денежными средствами граждан связан с использованием интернет площадки «Куфар» (могут использоваться и другие платформы частных объявлений). Мошенники могут выступать в роли покупателей (продавцов) и под видом покупки (продажи) просят сообщить реквизиты банковской карты либо предлагают перейти по ссылке. Сделав это, пострадавший попадает на фишинговую страницу и сам вводит реквизиты своей платежной карты. После чего происходит списание денежных средств с карт-счета.
Совершаются хищения денежных средств граждан с использованием мобильных телефонов потерпевших посредством установки программного приложения «Al-banking» (могут быть использованы и другие приложения и предоставляемые услуги банков, организаций и операторов сотовой связи), при помощи которого злоумышленники получали кредит и распоряжались им по своему усмотрению, в частности путем незамедлительного перевода денег на свой счет, после чего удаляются все проведенные манипуляции и с памяти телефона. В некоторых случаях потерпевшие о данном преступлении могут узнать о хищении спустя длительное время, исчисляемое месяцами. Обычно злоумышленники под различными предлогами (например, для срочного звонка или необходимости зайти в социальную сеть на свою страницу) просят граждан воспользоваться их мобильными телефонами,, далее в течение нескольких минут устанавливают программное приложение и получают «мобильный» кредит. После этого переводят деньги на свой расчётный счет, электронный кошелек или другой абонентский номер.
Ещё одним способом совершения подобных преступлений является рассылка сообщений в социальных сетях якобы от имени друзей потерпевших. Пользователи (чаще пенсионного возраста) получают сообщения от своих знакомых, от имени которых пишут злоумышленники, пользуясь взломанными страницами, либо их дубликатами. В сообщениях указано, что один из банков в связи с юбилеем дарит своим клиентам «денежные» подарки для чего требуется сообщить данные банковской карточки. Результатом сообщения своих персональных данных является списание всех денежных средств с карт-счетов доверчивых клиентов.
В настоящее время, основным способом хищения денежных средств с карт-счета, является способ, когда злоумышленник звонит на мобильный номер потерпевшего от имени сотрудника банка, просит установить программу используя приложение Play Market, для установления удаленного доступа к мобильному телефону потерпевшего, а в дальнейшем, получает доступ к М-банкингу или Интернет-банкингу, и похищает денежные средства. Этот способ используют злоумышленники дабы лишний раз войти в доверие потерпевшему, поясняя, что им не нужны реквизиты карт и данные паспорта, они действительно являются работниками банка и по удаленному доступу к телефону обеспечат безопасность счета.
Несмотря на то, что о способах совершения указанных преступлений неоднократно отмечалось в средствах массовой информации (как в печатных изданиях, так и на радио и телевидении) правоохранительными органами практически ежедневно фиксируются новые преступные эпизоды, совершённые аналогичными либо схожими вышеописанным способами.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неосведомлённости отдельных граждан о подобных фактах, что требует активизации работы по предупреждению данных преступлений всеми субъектами профилактики, усилия которых, по нашему мнению, в первую очередь, должны быть направлены на информирование населения о возможных рисках и последствиях передачи мобильных телефонов и своих персональных данных третьим лицам.