Интенсивное развитие телекоммуникаций и компьютерных технологий является главной чертой нашего времени. Однако, достигнутые социумом информационные блага все чаще используют для своего обогащения мошенники, о чем свидетельствует устойчивая динамика роста количества совершаемых преступлений в сфере высоких технологий.
Сегодня граждане регулярно сталкиваются с мошенниками в сети Интернет.
Продолжают совершаться хищения денежных средств граждан с использованием их мобильных телефонов посредством установки программного обеспечения «А1-banking», при помощи которого злоумышленники получают кредит в размере 100 рублей и распоряжаются им по своему усмотрению. При этом доверчивые граждане сами предоставляют мошеннику свой мобильный телефон, отвечая согласием на просьбу воспользоваться телефоном (например, для срочного звонка или необходимости зайти в социальную сеть). За несколько минут злоумышленник устанавливает на телефоне программное приложение и получает «мобильный» кредит, после чего переводит деньги на свой расчетный счет, электронный кошелек или другой абонентский номер.
Отмечается также значительный рост преступлений под предлогом реализации имущества, при этом в подавляющем большинстве данные факты связаны с тем, что преступники используют доверие и добросовестную репутацию торговой платформы «Kufar.by». Злоумышленник, указывая привлекательно низкую цену, для оплаты требует осуществить перевод денежных средств на банковские карты, зачастую эмитированные банками иных государств, либо перейти по поддельной ссылке и ввести в соответствующие поля все реквизиты банковской карты. При этом, с целью вызова доверия у покупателя злоумышленник уверяет, что доставит товар на адрес заказчика в ближайшее к его дому почтовое отделение, либо направит через курьерские компании, предоставляя доверчивому покупателю фотоизображение заведомо поддельного чека о том, что заказ уже направлен через реально существующую транспортную компанию. Получив денежный перевод, мошенник удаляет объявление, поддельную ссылку, аккаунт либо добавляет заказчика в «черный список».
Нередко мошенники в сети Интернет создают поддельную (фишинговую) веб-страницу, внешне не отличимую от официального сайта коммерческой организации, на которую перенаправляют ее клиента. Ничего не подозревающий клиент вводит свои персональные данные, предоставляя тем самым часть информации, необходимой для входа в его личный кабинет. После этого мошенники просят ввести разовый код подтверждения, который выслал банк, с помощью которого перечисляют денежные средства на свои счета.
В последние годы широкую популярность получили sms-рассылки или электронные письма с сообщениями о выигрыше ценных призов. Для получения «выигрыша» злоумышленники обычно просят перевести на электронные счета определенную сумму денег, мотивируя это необходимостью уплаты налогов, транспортных расходов и т.д. После получения денежных средств они перестают выходить на связь либо просят перевести дополнительные суммы на оформление выигрыша.
Оградить себя от подобного рода преступлений довольно просто. Прежде всего необходимо быть благоразумным. Задумайтесь над тем, принимали ли вы участие в розыгрыше призов? Знакома ли вам организация, направившая уведомление о выигрыше? Откуда организаторам акции известны ваши контактные данные? Если вы не можете ответить хотя бы на один из этих вопросов, рекомендуем вам проигнорировать поступившее сообщение. Все упоминания о том, что ваш номер является «счастливым» и оказался в списке участников лотереи, являются, как правило, лишь уловкой для привлечения вашего внимания.
Заметно участились случаи рассылки sms-сообщений, содержащих информацию о том, что банковская карта абонента заблокирована в силу ряда причин. Иногда подобные сообщения содержат призыв перевести деньги для разблокировки карты, иногда абонента просят позвонить или отправить смс на короткий номер. Необходимо помнить, что единственная организация, которая сможет проинформировать вас о состоянии вашей карты – это банк, обслуживающий её. Если у вас есть подозрения о том, что с вашей картой что-то не в порядке, если вы получили sms-уведомление о ее блокировке, немедленно обратитесь в банк. Телефон клиентской службы банка обычно указан на обороте карты. Не звоните и не отправляйте сообщения на номера, указанные в sms-уведомлении, за это может взиматься дополнительная плата.
Если вы получили sms или ммs-сообщение со ссылкой на скачивание открытки, музыки, картинки или какой-нибудь программы, не спешите открывать её. Перейдя по ссылке, вы можете, сами того не подозревая, получить на телефон вирус или оформить подписку на платные услуги. Посмотрите, с какого номера было отправлено вам сообщение. Даже если сообщение прислал кто-то из знакомых вам людей, будет не лишним дополнительно убедиться в этом, ведь сообщение могло быть отправлено с зараженного телефона без ведома владельца. Если отправитель вам не знаком не открывайте сообщение.
Многие люди сегодня пользуются различными программами для обмена сообщениями и имеют аккаунты в социальных сетях. Для многих общение в сети стало настолько привычным, что практически полностью заменило непосредственное живое общение. Преступникам в наши дни не нужно проводить сложные технические мероприятия для получения доступа к персональным данным, люди охотно делятся ими сами. Размещая детальные сведения о себе в социальных сетях, пользователи доверяют их тысячам людей, далеко не все из которых заслуживают доверия. Помните о том, что видео и аудиотрансляции, равно как и логи вашей сетевой переписки, могут быть сохранены злоумышленниками впоследствии использованы в противоправных целях.
Не забывайте, что никто лучше вас самих не сможет позаботиться о сохранности той личной информации, которой вы не хотите делиться с общественностью.
Будьте бдительны, запомните несколько правил безопасности и расскажите о них своим близким, особенно детям и пожилым родственникам:
— не следует делать покупки у сомнительных продавцов через Интернет. Чтобы не стать жертвой мошенников, совершайте покупки в официальных интернет-магазинах, а оплату проводите только на защищенных сайтах с протоколом https.
— получив сообщение или звонок якобы от «сотрудника» банка, что ваша карта заблокирована и вам необходимо выполнить ряд операций, не следуйте указаниям мошенника, перезвоните в банк и сообщите о факте службе безопасности. Никогда и никому не сообщайте ccv-код с оборотной стороны банковской карты и секретные коды, которые приходят вам в sms от банка;
— не открывайте подозрительные ссылки из sms, мессенджеров (Viber, WhatsApp, Telegramm), электронной почты, не нажимайте на подозрительные баннеры на сайтах – вы можете установить вредоносное программное обеспечение на своё устройство. После установки таких вирусов мошенники могут получить доступ к вашим личным данным – с вашей банковской карты или мобильного счета могут быт списаны деньги, а также получены пароли от социальных сетей и электронных почтовых ящиков;
— не верьте сообщениям с предложениями о компенсациях от банков и компаний, письмам, в которых сообщают, что вы стали победителем в конкурсах, в которых не участвовали;
— получая подозрительные звонки, sms-сообщения, электронные письма или сообщения в мессенджерах от «родственников» о том, что кто-то попал в беду и нужна помощь – проверьте эту информацию, позвонив близкому человеку.
Будьте бдительны и не попадайтесь на уловки мошенников!